19.10.2018. «Кант и Лейбниц в русской философии рубежа XIX-XX вв.: диалог мировоззрений»

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

На философском факультете СГУ имени Н.Г. Чернышевского 19 октября 2018 года состоялся теоретический круглый стол на тему «Кант и Лейбниц в русской философии рубежа XIX-XX вв.: диалог мировоззрений», приуроченный к 15-летию ежегодного семинара «Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии», руководителем которого является профессор, д.ф.н. Леонид Иванович Тетюев. Круглый стол был организован в рамках проведения научных мероприятий Саратовского регионального отделения РФО.

Основной темой обсуждения стал доклад в форме презентации, предоставленный Александрой Юрьевной Бердниковой, научным сотрудником сектора истории русской философии Института философии РАН. На основании тщательного историко-философского анализа был раскрыт генезис развития идей Г.В. Лейбница и И. Канта на почве русской философской мысли, начиная с XVIII века. Особо отмечена роль А. Тренделенбурга и его учеников в процессе становления русского неолейбницианства.

Докладчик отметила, что русские философы, занимающиеся переосмыслением наследия Г.В. Лейбница, нередко обращались к критической философии И. Канта. Немецкая философия, особенно в начале XX века, приобретает определенную популярность в среде отечественных мыслителей, поэтому взаимосвязь русского неокантианства и неолейбницианства становится неизбежной, при этом неокантианство было более распространено в силу привлекательности своей критической методологии.

Наиболее ярко русское неолейбницианство институализируется в рамках Юрьевской школы, основателем которой является Г.А. Тейхмюллер, сформировавший свою философскую концепцию персонализма под руководством А. Тренделенбурга. Основные представители Юрьевской школы (Я.Ф. Озе, В. Лютославский, Е.А. Бобров, В.С. Шилковский) развили концепцию метафизического персонализма посредством рефлексии философии Г.В. Лейбница, что и послужило отправной точкой появления русского неолейбницианства в качестве оригинального философского направления. Не остались без внимания участники Московского психологического общества (Г.И. Челпанов, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Э.Л. Радлов, П.Е. Астафьев), а также А.И. Введенский, основоположник русской критической философии и его известный ученик, но не идейный последователь Н.О. Лосский, в творчестве которого прослеживаются мотивы неолейбницианства.

А.Ю. Бердникова указала на малоизученные источники, к ним стоит отнести диссертацию В. Салаговой, которая не получила широкого распространения, но представляет интерес для прослеживания взаимосвязей между русским кантианством и лейбницианством. Также заслуживает внимания проведенная рецепция концепции И.С. Продана, сторонника философской позиции здравого смысла, однако, его творчество формировалось под явным влиянием Г.В. Лейбница, о чем свидетельствует содержание работы «Организация души. Отрывок из новой эволюционной монадологии (1905)».

В ходе развернувшейся дискуссии был поставлен важный вопрос о критериях идентификации неолейбницианства как самостоятельного направления, отличного от предшествующей традиции русского лейбницианства, к ключевым представителям которого традиционно относят известного русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, и от неокантианства, которое имеет общие методологические интенции с неолейбницианством. В связи с возникшим вопросом, докладчик акцентировала внимание на том, что неолейбницианство, как принципиально новое направление философского дискурса в отличие от лейбницианства, означает кардинальное переосмысление позиции Г.В. Лейбница, переход к метафизическому персонализму, при сохранении общей направленности на разрешение проблемы соотношения субстанции и возможности её познания.

В рамках проведенного круглого стола были обсуждены перспективы исследования неолейбницианства для современной философии. В этом отношении представляется интересным рефлексия философских взглядов В.Н. Ильина, оставившего значительное интеллектуальное наследие в истории отечественной философии.

Очевидно, что русское неолейбницианство является до сих пор малоизученной страницей русской философии, поэтому требуется тщательное и системное историко-философское изучение данного направления для обогащения объективного представления об отечественной философской мысли в контексте мировой истории философии. Перспективным также является поиск взаимосвязей и взаимовлияний – как положительного, так и критического характера – между рецепцией и интерпретацией идей Канта и Лейбница на русской почве в контексте русского неокантианства и неолейбницианства как двух репрезентативных моделей.

В работе круглого стола приняли участие представители научного и академического сообщества города Саратова, молодые ученые СГУ, студенты направления «Философия» и «Религиоведение», магистерской программы «История философии», аспиранты философского факультета.

Владимиров П.А., соискатель (Саратов),

Тетюев Л.И., д.ф.н., проф. (Саратов)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Автор записи: admin

Добавить комментарий