Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. — М.: Проспект, 2018. — 512 с.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом. Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

Рецензенты:

Вебер А.Б., д-р ист. наук, проф.;
Громыко А.А., д-р ист. наук, проф., чл.-корр. РАН;
Шевченко В.Н., д-р филос. наук, проф.

Издательство: Проспект
Количество страниц: 512
Доступные версии издания: печатная

 


СОДЕРЖАНИЕ


  • Введение
  • Методологические замечания
  • Гл. 1ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ XXI ВЕКА
  • 1.1. Витрины и задворки глобального мира
  • 1.2. Истоки  и природа, современных конфликтов
  • 1.3. Глобальные проблемы современности: основные угрозы XXI века
  • 1.4. Природные ресурсы как фактор мировой политики.
  • 1.5. Национальное и общечеловеческое: конфликт интересов
  • 1.6. Риски и последствия неадекватного восприятия глобального мира
  •        Выводы
  • Гл. 2.  АРХИТЕКТОНИКА ГЛОБАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • 2.1. Современные контуры мировой цивилизации 
  • 2.2  Единство и многообразие глобального мира
  • 2.3. Структурные элементы планетарной социосистемы
  • 2.4. Запад – Восток – Третий мир
  • 2.5. Колыбель Западного мира
  • 2.6. Авангард Западного мира
  • 2.7. Форпосты Западного мира
  • 2.8. Евразийский левиафан
  • 2.9. Взлетающий дракон
  • 2.10. Реперные ойкумены современного мира
  • 2.11. Исламский конгломерат
  • 2.12. Значительные региональные социосистемы
  • 2.13.  «Лоскутное одеяло» планетарного социума  
  • 2.14. Зоны нестабильности и «горячие точки» планеты
  •         Выводы
  • Гл. 3.  МАКРОСДВИГИ В МИРОВОЙ СОЦИОСИСТЕМЕ
  • 3.1. На пороге фундаментальных трансформаций
  • 3.2. Современный мир в философском измерении
  • 3.3. Культурно-цивилизационные различия как источник конфронтации
  • 3.4. Социокультурные разломы глобального человечества
  • 3.5. Великое переселение народов как реальность
  • 3.6. Западные ценности под натиском демографического сдвига
  • 3.7. Восточные ветры глобальных перемен
  • 3.8. Мегатренды и угрозы глобального мира
  •        Выводы
  • Гл. 4.   В ЛАБИРИНТАХ КОНФРОНТАЦИИ
  • 4.1. В борьбе за правду: через заблуждения к истине
  • 4.2. Интерес  как определяющий фактор общественных отношений
  • 4.3. Природа социального бытия: борьба на выживание
  • 4.4. Геополитическое противоборство и уроки холодной войны
  • 4.5. Международное сообщество: неравенство возможностей
  • 4.6. Потенциалы стран по базовым критериям
  • 4.7. Альянсы и реалии современного мира
  •        Выводы
  • Гл. 5.  ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • 5.1. Новый мировой порядок – веление времени
  • 5.2. Глобальный мир как системная реальность
  • 5.3. Теоретические аспекты управления
  • 5.4. Особенности управления общественными системами
  • 5.5. Типы общественных систем и формы правления            
  • 5.6. Локальные и региональные аспекты управления.
  • 5.7. Управление глобальным миром как актуальная проблема
  • 5.8. Мировое правительство и пределы управления
  • 5.9. Сетевое управление в свете новейших технологий
  •        Выводы
  • Гл. 6.  В ПОИСКАХ АДЕКВАТНЫХ РЕШЕНИЙ
  • 6.1. Формы и способы разрешения противоречий в глобальном мире
  • 6.2. Кризис – сигнал о нерешенности насущных проблем
  • 6.3. «Мягкая сила» как фактор влияния испособ реализации своих интересов
  • 6.4. Санкции – новый инструмент глобальной политики
  • 6.5. Конфликт интересов: возможности диалога в современном мире
  • 6.6. Полицентризм и перспективы глобального развития
  •        Выводы
  • Вместо заключения
  • Именной указатель
  • Библиография
  • Summery,
  • Contents

Введение

Данная книга является заключительной частью трилогии, посвященной общей теории глобализации, которая активно занимает меня два последних десятилетия. В двух предыдущих монографиях глобализация предстает как естественноисторический процесс, а глобальный мир как объективная реальность, составной частью которого стало глобальное человечество. При этом если в первой книге[1] проанализированы истоки глобальных процессов и основные этапы их развития в различных сферах общественной жизни, то во второй[2] – глобализация показана как бы изнутри общества, когда она выступает в неразрывной связи с культурным и цивилизационным развитием отдельных общественных систем и, таким образом, формирует глобальное человечество в целом как единую культурно-цивилизационную систему.

Теперь, опираясь на проведенные исследования, ставится задача показать структуру и динамику изменений глобального мира с точки зрения того, как он эволюционирует в качестве целостной, стихийно регулируемой и совсем неуправляемой культурно-цивилизационной системы, а также проанализировать наиболее вероятные пути и сценарии его дальнейшего развития.

Исследование начинается с выявления геополитических реалий XXI века и анализа взаимодействия основных субъектов на мировой арене, которые являются неотъемлемой частью глобального мира и которые, по существу и в первую очередь определяют характер современных международных отношений. На эту тему имеется множество всевозможных исследований и публикаций, но таких, которые исходили бы из целостного понимания современного мира и единого человечества, вкупе с геосферой и биосферой составляющего триосферу Земли[3], пока нет. Вместе с тем, время для такого анализа пришло. Более того, оно стремительно меняется не только под влиянием усиливающейся многоаспектной глобализации, но и по причине нарастающей информационно-технологической революции, когда все более совершенные технологии, средства связи и коммуникации делают не только страны и народы, но и всех жителей планеты единым сообществом, целостной системой. Как следствие – на мировой арене растет конкуренция, усиливается противостояние, обостряется борьба за доминирование и лучшие позиции в экономике, политике, культуре, идеологии. Такого рода проблемы, именуемые со времени их «открытия» во второй половине ХХ века глобальными, не могут быть решены без теоретического осмысления их природы, сущности и породивших причин, равно как и без объединения усилий и согласованных действий абсолютного большинства жителей Земли. Детали и отдельные факты позитивного или негативного взаимодействия различных сторон в деле преодоления общих для всех проблем не имеют принципиального значения, если стоит задача найти принципиальные решения для благополучного будущего планетарного человечества, каковым оно по сути уже является.

Данная книга изначально задумывалась не только и не столько для сообщения каких-то жизненно важных сведений и конкретной информации, сколько для обобщения и подведения итогов многих лет творческой работы. Она порождена размышлениями о современном мире и собственной судьбе, которая на конкретном историческом отрезке времени тесно переплелась с жизнью страны самого автора, да и человечества в целом.

Главная цель этой книги не в том, чтобы предложить готовые решения, пригодные к использованию и применению уже «здесь и теперь», а в том, чтобы побудить к размышлениям о прошлом, настоящем и будущем как всего человечества, так и отдельных культурно-цивилизационных систем, в том числе, и России. Она также ориентирует на то, чтобы с таких позиций задуматься над наиболее оптимальными путями решения актуальных проблем современности, обусловленных глобализацией.

Иными словами, эта книга не для легкого и быстрого чтения. Она поднимает непростые и актуальные вопросы, которые, по большей части составляют основу нашей повседневности и предопределяют будущее общественного развития. Исследование такой темы предполагает использование определенных методов, принципов и подходов как уже давно известных и доказавших свою эффективность, так и принципиально новых, имеющих особое значение в том или ином конкретном контексте.

Важно также подчеркнуть, что предлагаемая тема и рассматриваемые в ней вопросы требуют максимальной концентрации внимания на том, что является главным, существенным, основополагающим в жизни общества и отдельных людей. Особое значение имеет и корректная оценка действия как объективных сил и тенденций, так и роли субъективных факторов при рассмотрении социальных процессов и явлений. Все это предопределило содержание и стиль подачи материала данной книги, который ориентирован на то, чтобы сделать язык изложения как можно проще, «но не проще, чем можно», как справедливо подчеркивал Эйнштейн. В этой связи, как и прежде, в начале каждой главы приводятся ключевые понятия, основная цель которых – сделать позицию автора предельно ясной, а текст по возможности более доступным и легким для чтения; отчасти по этой же причине в конце каждой главы кратко формулируются основные выводы, вытекающие из содержания соответствующих глав. Хотелось бы думать, что все это будет способствовать также привлечению дополнительного внимания не только узких специалистов, но и более широкого круга лиц к продолжению исследований столь непростой темы.

Выводы и обобщения, представленные в книге, основаны в том числе и на проведенном до этого исследовании, а также на анализе множества фактов и конкретных данных, ссылки на которые приводятся лишь в тех случаях, когда это явно необходимо. Сегодня в условиях информационной перенасыщенности и доступности к бесконечному множеству информационных ресурсов, нет смысла перегружать содержание книги конкретными цифрами, фактами, графиками, схемами, таблицами и т.п., которые, в случае надобности, легко получить через Интернет и другие источники информации. К тому же, в стремительном информационном потоке такого рода данные быстро обновляются, изменяются, устаревают.  

В ряде случаев суждения представлены в виде экспертных оценок и заключений и носят по большей части философский характер, отражая мировоззренческую и профессиональную позицию автора. Ценность же таких выводов состоит в том, что творческую работу подобного свойства, в немалой степени основанную на интуиции, способен выполнить только человек, поскольку такого рода творчество нельзя запрограммировать. К тому же здесь важно не только то, насколько точными окажутся те или иные прогнозы, но и то, как с точки зрения экспертной оценки при вполне конкретной и достаточно ясно выраженной мировоззренческой позиции автора выглядят  тенденции мирового развития, предопределяющие будущее.

Подчеркнем также, что в данном исследовании встречаются суждения и исходные позиции, положенные в основу рассуждений и выводов автора без их дополнительного уточнения. Это имеет место в тех случаях, когда дело касается таких тем как, например, «культура», «цивилизация», «глобализация», «триосфера», «культурно-цивилизационные системы», «рай на Земле» и т.п., которые уже специально рассматривались в двух моих предыдущих книгах. А поскольку настоящий том составляет с ними единое целое, и его содержание опирается, прежде всего, на итоги исследования и выводы двух предыдущих монографий, посвященных теории глобализации, то в данной работе по ходу изложения текста будут встречаться отсылки к уже полученным результатам и выводам. Иными словами, в случае необходимости уточнения позиции автора, следует обращаться к содержанию предыдущих работ. 

Предлагая определенную схематизацию истории, выделяя в ней различные этапы, периоды, поворотные пункты и т.п., следует иметь в виду, что таким образом предпринимается попытка реконструировать, систематизировать, упорядочить, соотнести исторические события, которые могут быть рассмотрены и с другой точки зрения, в ином ракурсе, с акцентом на другие обстоятельства. Тогда периодизация будет выглядеть иначе; при этом, не решая прежних, она может создавать возможности для решения новых задач. Как справедливо отмечает Д. Белл: «Наш мир отличается от прежнего масштабами и многообразием. И любая попытка сконструировать схему, которая адекватно описывала бы и прошлое, и настоящее, неизбежно разобьется об эти различия»[4].  Таким образом, к любой схеме следует относиться с известной долей условности, упрощения, понимая, что живой исторический процесс на самом деле гораздо более сложное явление, чем это можно изобразить схематически. И, тем не менее, использование такого рода приемов вполне оправдано, поскольку позволяет сконцентрировать внимание на главном, абстрагируясь в каждом конкретном случае от несущественного, второстепенного.

Наконец, обсуждая социальные проблемы, где сталкивается множество интересов, мнений, точек зрения и позиций, будем иметь в виду два непреложных правила (две извечные закономерности), которые, так или иначе, имеют место в любом обществе:

1. В истории человечества еще не было сотворено или придумано такой ахинеи или беспросветной глупости, у которой не нашлось бы хотя бы одного последователя.

2. В истории человечества еще не было открыто или высказано такой даже абсолютно очевидной истины, у которой не нашлось бы хотя бы одного оппонента.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
(по главам)

______________________________

Гл. 1ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ XXI ВЕКА

  • 1.1. Витрины и задворки глобального мира
  • 1.2. Глобальные проблемы современности: основные угрозы XXI века
  • 1.3. Национальное и общечеловеческое: конфликт интересов
  • 1.4. Истоки  и природа, современных конфликтов
  • 1.5. Природные ресурсы как фактор мировой политики
  • 1.6. Риски и последствия неадекватного восприятия глобального мира

ВЫВОДЫ:

  1. Современный мир, вступивший со второй половины XX века в эпоху многоаспектной глобализации, все больше становится целостным, взаимозависимым, глобальным, где к нерешенным прежним проблемам и противоречиям постоянно добавляются новые. Социальное расслоение и огромная пропасть между нищетой большинства населения планеты и избыточным богатством абсолютного меньшинства является наиболее характерной чертой этого мира.
  2. В мировом сообществе нарастает глобальное противостояние, в котором национальные государства и всевозможные международные структуры, отстаивая свои эгоистические интересы, руководствуются по большей части собственной выгодой, порождая тем самым ситуацию нестабильности и, вступая по сути в «войну всех против всех».
  3. Глобальные проблемы современности, не потерявшие своей актуальности с тех пор, как они стали предметом всеобщего внимания, дополнились в последние годы принципиально новыми угрозами: международного терроризма, «ползучей» миграцией, киберпреступностью и т.п.
  4. Энергетические и сырьевые ресурсы, а также освоение мирового океана и околоземного космического пространства все больше становятся предметом острой транснациональной борьбы и важным фактором современной международной политики.
  5. По мере нарастания процессов глобализации обостряются противоречия между национальными и общечеловеческими интересами, а также усиливается конфронтация между локальными, региональными и глобальными отношениями и тенденциями общественного развития.
  6. Неадекватное восприятие глобального мира существенно увеличивает риски нестабильности и неустойчивости общественного развития как внутри отдельных государств, так и в масштабах мирового социума.

Гл. 2.  АРХИТЕКТОНИКА ГЛОБАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

  • 2.1. Современные контуры мирового сообщества 
  • 2.2  Единство и многообразие глобального мира
  • 2.3. Структурные элементы планетарной социосистемы
  • 2.4. Запад – Восток – Третий мир
  • 2.5. Колыбель Западного мира
  • 2.6. Авангард Западного мира
  • 2.7. Форпосты Западного мира
  • 2.8. Евразийский левиафан
  • 2.9. Взлетающий дракон
  • 2.10. Реперные ойкумены современного мира
  • 2.11. Исламский конгломерат
  • 2.12. Значительные региональные социосистемы
  • 2.13.  «Лоскутное одеяло» планетарного социума  
  • 2.14. Зоны нестабильности и «горячие точки» планеты

ВЫВОДЫ:

  1. С тех по, как появились самостоятельные государства, вначале фрагментарно, а затем и глобально устроенное мировое сообщество всегда было и теперь остается разноплановым и полифоничным, где множество неравнозначных центров принятия экономических, политических и т.п. решений составляет вполне определенную структуру.
  2. Под влиянием процессов глобализации мировое сообщество к началу ХХI века в полной мере сформировалось в качестве целостной культурно-цивилизационной системы планетарного масштаба. При этом ставшее единым целым, человечество остается в то же время гетерогенным, разделенным на отдельные фрагменты и составные части, а в мировом сообществе легко обнаруживаются одновременно и высокий уровень цивилизационного развития, и рудименты прошлого: варварство и даже дикость.
  3. Цивилизационное единство глобального человечества в перспективе с необходимостью будет нарастать, тогда как культурное разнообразие будет сохраняться.
  4. В условиях нарастающей глобализации и перед лицом единых для всех глобальных проблем интерес к недооцененному Востоку значительно усилился. При этом в триаде Запад – Восток – Третий мир в полной мере проявилось все многообразие различных целей, стилей поведения, интересов и противоречий современного мира, которые проявляются во всех сферах общественной жизни от экономики и политики, до культуры и идеологии. Как результат – множество всевозможных государств и иных структур, организаций, объединений, которые являются субъектами международных отношений, не только сотрудничают и конструктивно взаимодействуют, но и конкурируют, соперничают, противоборствуют и враждуют друг с другом. 
  5. Сколь бы развитыми и самодостаточными или, наоборот, отсталыми не были бы те или иные страны мира, все они многими узами так или иначе тесно связаны со всеми остальными субъектами международных отношений. Образное выражение о том, что все мы теперь «пассажиры одной лодки, плывущей в просторах мирового океана» как нельзя лучше выражают суть этой всеобщей взаимозависимости мирового сообщества.

Гл. 3.  МАКРОСДВИГИ В МИРОВОЙ СОЦИОСИСТЕМЕ

  • 3.1. На пороге фундаментальных трансформаций
  • 3.2. Современный мир в философском измерении
  • 3.3. Культурно-цивилизационные различия как источник конфронтации
  • 3.4. Социокультурные разломы глобального человечества
  • 3.5. Великое переселение народов как реальность
  • 3.6. Западные ценности под натиском демографического сдвига
  • 3.7. Восточные ветры глобальных перемен
  • 3.8. Мегатренды и угрозы глобального мира

ВЫВОДЫ:

1. В последнее десятилетие значительно усилился дисбаланс и турбулентность не только в области глобальной экономики и международных отношений в целом, но и во взаимоотношении общества с природой, что является прямым следствием нарастания всеобщей взаимозависимости в глобальном мире и в то же время отсутствия в мировом сообществе согласованных решений и скоординированных действий.  

2. В осмыслении глобальной проблематики научная мысль все больше поворачивается к вопросам мировоззренческого, этического плана, когда главная причина мировых проблем усматривается как в культурно-цивилизационных различиях  общественных систем, так и в природной сущности самого человека.

3. Многоаспектная глобализация сделала ареной взаимодействия людей уже не отдельные территории и регионы, а все пространство Земли, в результате чего нарастающие миграционные потоки расширились до планетарных масштабов. В итоге, одной из самых актуальных проблем глобального масштаба уже в обозримом будущем станет масштабная волна переселения значительных человеческих масс. Эти процессы, выходящие из под контроля,основательно перекроят современную карту мира и кардинально изменят этнический состав населения планеты. Мы уже на пороге нового великого переселения народов и это лишь отдаленно будет напоминать то, что уже случалось в истории.  

4. Глобальные проблемы и риски человечества не только не ослабевают, но и дополняются все новыми угрозами, обусловленными нарастающей глобализацией и еще более совершенными достижениями научно-технического прогресса при отсутствии какого бы то ни было взаимопонимания на планетарном уровне относительно совместных действия по преодолению общих проблем. Теперь к опасностям ядерной войны, увеличивающемуся разрыву между богатством и бедностью,  демографическим, экологическим и другим давно назревшим проблемам, помимо уже упомянутой  неконтролируемой миграции населения добавились и даже вышли на первый план: международный терроризм и транснациональная преступность; антропогенное воздействие на климат, сопряженное с глобальным потеплением; наконец, создание искусственного интеллекта, роботизация производства и внедрение современных технологий во все сферы общественной жизни, что ставит человека в жесткую зависимость от машин и технических изобретений, а также создает благоприятные условия для осуществления совершенно нового вида преступной деятельности в области кибернетического пространства.

Гл. 4.   В ЛАБИРИНТАХ КОНФРОНТАЦИИ

  • 4.1. В борьбе за правду: через заблуждения к истине
  • 4.2. Интерес  как определяющий фактор общественных отношений
  • 4.3. Природа социального бытия: борьба на выживание
  • 4.4. Геополитическое противоборство и уроки холодной войны
  • 4.5. Международное сообщество: неравенство возможностей
  • 4.6. Потенциалы стран по базовым критериям
  • 4.7. Альянсы и реалии современного мира

ВЫВОДЫ:

1. Во все времена и на всех уровнях общественной жизни, а теперь уже и на мировой арене, где постоянно сталкиваются интересы и позиции всевозможных субъектов международных отношений, споры, разногласия и проблемы решались и решаются, как правило, под прикрытием достижения истины, тогда как в полной мере используется обычно весь арсенал правды и лжи, которые не могут не сопровождаться, к тому же еще и заблуждениями.

2. В постоянной борьбе за свое существование и доминирование на международной арене различные субъекты международных отношений руко­водствуются, прежде всего, приоритетом собственных (национальных) интересов. И чем более интенсивно развиваются глобальные процессы, тем чаще, сильнее и жестче сталкиваются их интересы, а формы их разрешения становятся все более разнообразными и изощренными. 

3. Причиной извечного противостояния Запада и Востока, «богатого Севера» и «бедного Юга», развитых и развивающихся стран являются существенные различия их культурно-цивилизационных систем, наиболее ярко проявляющиеся не только в экономике, но и в государственном социально-политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядах.

4. Неравенство возможностей в системе мирового сообщества обусловлено различными потенциалами отдельных стран. При этом, как следует из проведенного анализа, в современном мире ни одно государство, сколь внушительно не выглядели бы его позиции, не может рассчитывать на безусловное доминирование в международных делах, тем более, не может позволить себе принимать любые решения, которые соответствовали бы только его собственным интересам.

5. У западных стран – есть относительно общая идеология и совпадение  стратегических позиций – приверженность либерально-демократическим ценностям и капиталистическому пути развития.  Отсюда их в целом устойчивое и долгосрочное сотрудничество в рамках всевозможных организаций, структур и соглашений. У России, Китая, Индии, Бразилии, Ирана, не говоря уже об остальных странах, нет идеологии, которая могла бы стать прочным объединяющим началом для других стран, поэтому у них фактически нет и стратегических союзников, а их объединения и всевозможные альянсы складываются на прагматической основе, когда, поскольку и если отдельные стороны соглашения усматривают в этом свой интерес. 

Гл. 5.  ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ

  • 5.1. Новый мировой порядок – веление времени
  • 5.2. Глобальный мир как системная реальность
  • 5.3. Теоретические аспекты управления
  • 5.4. Особенности управления общественными системами
  • 5.5. Типы общественных систем и формы правления   
  • 5.6. Локальные и региональные аспекты управления.
  • 5.7. Управление глобальным миром как актуальная проблема
  • 5.8. Мировое правительство и пределы управления
  • 5.9. Сетевое управление в свете новейших технологий

ВЫВОДЫ:

1. Сложившийся в современном мире порядок, основанный на Вестфальской системе международных отношений, вошел в острое противоречие с глобально устроенным миром, где различные сферы общественной жизни вышли далеко за рамки национальных границ и стали определяющим фактором в развитии глобальных процессов. В этой связи остро стоит проблема формирования нового мирового порядка, где суверенитет и права национальных государств адекватно соотносились бы с соответствующими международными нормами и обязательствами отдельных государств перед международным сообществом.

2. В условиях многоаспектной глобализации мировое сообщество впервые в своей истории сформировалось в структуру нового типа – закрытую систему, которая характеризуется тем, что общественное развитие достигло пределов своего территориального расширения, а внешняя среда, уходящая за пределы ближнего космоса, стала той оболочкой, в рамках которой все человечество пребывает теперь, образно говоря, в собственной колыбели.

3. Одной из наиболее важных и злободневных забот современности стала проблема глобального управления. Принципиальное значение имеет разница между  регулированием и управлением, в особенности, когда дело касается общественных систем и процессов. В отличие от регулирования, управление естественным путем не возникает и стихийно не происходит. Управление с необходимостью предполагает регулирование, тогда как регулирование может осуществляться и без управления.

4. В отличие от управления техническими и биологическими системами, управление в социальной сфере многократно усложняется, поскольку в качестве объекта управления здесь выступают отдельные люди, коллективы и различные сообщества, вплоть до всего человечества, которые постоянно привносят элемент неопределенности своим поведением и реакцией на управленческие решения. Самой сложной по своей структуре общественной системой, которой человек научился управлять, является государство. Социальные системы более высокого уровня организации функционируют на основе регулирования, и, лишь в лучшем случае, с элементами управления.

5. По мере перехода от локального уровня на региональный и далее до глобального степень сложности организации общественной жизни увеличивается. При этом управлять сложными системами удается до тех пор, пока уровень сложности управляемой системы не переходит черту, за которой управляющая система оказывается недостаточно совершенной, чтобы справиться со своей задачей. После этого управление становится невозможным, тогда как какое-то время еще сохраняется возможность регулирования данной системой, хотя и здесь  имеются объективные ограничения, связанные с возрастанием сложности системы. Относительно общественных структур возможность управления сохраняется вплоть до государственного уровня, а далее, в силу нарастания сложности управляемой системы, нарастают и проблемы, которые сводят эффект управления, в конечном счете, к нулю.

6. На фоне обострения международных отношений становится все более очевидным, что управлять мировой глобальной системой даже в одной сфере (например, экономической) из одного центра, каким бы значительным он ни был, не представляется возможным. Мировое сообщество, представленное национальными государствами всегда было и теперь являет собою многополярную систему, в которой необходимо находить консенсус по принципиальным вопросам, касающимся управления данной системой. Отсюда даже тот, кто доминирует в тот или иной момент времени, не может уповать только на грубую силу, как основное средство своего влияния. В краткосрочный период это ещё возможно, но, в конечном счёте, требуется иной подход, основанный на комбинации нескольких инструментов, когда сочетались бы силовое принуждение и «мягкая сила», применяемые с учетом сложившейся международной правовой, политической и экономической системы.

7. Сегодня уже вполне очевидно, что глобальное мировоззрение и планетарно ориентированное сознание все больше становятся объективной необходимостью, тогда как общечеловеческая мораль и глобальное право еще не стали реальными факторами общественной жизни мирового сообщества. При этом если на пути формирования всеобщих моральных принципов препятствия лежат в национальных культурах и их ориентации на собственные ценности, то трудности установления глобального права объясняются отсутствием не столько соответствующих правовых актов, сколько механизмов приведения их в исполнение и обеспечения неотвратимости наказания в случае не соблюдения законов.

8. Идея мирового правительства – не более чем иллюзия, не имеющая объективных оснований для своей реализации уже хотя бы по причине отсутствия общечеловеческой морали и единой системы ценностей, а также глобального права.

9. Сетевое управление общественными процессами, основанное на новейших технологиях, открывает новые возможности для эффективного решения вопросов в области международных отношений.

Гл. 6.  В ПОИСКАХ АДЕКВАТНЫХ РЕШЕНИЙ

  • 6.1. Формы и способы разрешения противоречий в глобальном мире
  • 6.2. Кризис – сигнал о нерешенности насущных проблем
  • 6.3. «Мягкая сила» как фактор влияния испособ реализации своих интересов
  • 6.4. Санкции – новый инструмент глобальной политики
  • 6.5. Конфликт интересов: возможности диалога в современном мире
  • 6.6. Полицентризм и перспективы глобального развития

ВЫВОДЫ:

  1. Современный мир буквально пронизан бесчисленным множеством всевозможных противоречий, которые помимо локального и регионального уровня в ХХ веке появились уже и на глобальном уровне. Реальным выражением их стали глобальные проблемы современности, порожденные как противоречивой природой человека и общественных отношений в целом, так и поступательным развитием техногенной цивилизации. Наиболее тревожным в этой ситуации является то, что человечество, ставшее под влиянием многоаспектной глобализации целостной планетарной системой, противостоящей природе, оказалось совершенно неподготовленным к такому повороту событий и демонстрирует свое бессилие перед лицом глобальных проблем.
  2. Любая социальная система, как и каждый отдельный человек живет в мире постоянно сопутствующих им проблем, которые каждый из них, по большей части, сам же и порождает. Такого рода проблемы становятся следствием несвоевременной и неадекватной реакции на возникающие перед человеком (обществом) актуальные вопросы, задачи, препятствия и т.п. Нерешенность проблем – порождает кризис. Непреодоленный кризис перерастает, как правило, в коллапс. Непринятие должных мер при наступлении коллапса приводит к катастрофе. Неспособность справиться с катастрофой – заканчивается крахом. При отсутствии же адекватной реакции и на крах может последовать только одно – конец.
  3. По мере нарастания глобальных процессов и усиления взаимозависимости различных стран и народов, а также появления все более совершенных средств массового поражения, становилось все более очевидным, что опора только  на «жесткую силу» в решении международных проблем значительно увеличивает риски самоуничтожения человечества. Таким образом, появление «мягкой силы» стало объективной необходимостью и закономерным явлением международной политики со второй половины XX века. Основными инструментами реализации «мягкой силы» являются: культурныеи политические ценности и институты; эффективная социальная политика; высококачественная система образования; потребительские предпочтения и т.п.
  4. Ситуация глобальной взаимозависимости породила еще один способ давления и воздействия на другую сторону конфликта – санкции, которые применяются в условиях, когда «мягкая сила» не работает или не дает желаемых результатов, а от применения «жесткой силы» по тем или иным причинам воздерживаются. Опыт применения международных санкций показывает, что они тем более действенны, чем больше совпадают культурно-цивилизационные системы, чем активнее они вовлечены в глобальные процессы и, чем более тесными являются связи между ними, тогда как значительная разница между культурно-цивилизационными системами и отсутствие развитых отношений между ними делают санкции, как правило, малоэффективными.
  5. Чем больше у тех или иных народов культурно-цивилизационных совпадений, т.е., чем больше у них фон общего опыта, тем проще и быстрее устанавливается между ними атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. В современном мире явно выделяются четыре вектора силы (глобальных тренда), которые в наибольшей степени воздействуют на развитие мировых процессов и имеют реальные возможности кардинально повлиять на облик глобального человечества в будущем – это Запад, Китай, Исламский мир и Россия. Каждая из этих культурно-цивилизационных систем столь самодостаточна и независима, что принципиальная интеграция с любой из них возможна только на платформах и условиях каждой из них.

6. Формирование глобально ориентированного мировоззрения является велением времени и необходимым условием эффективного взаимодействия и, в конечном счете, выживания мировой культурно-цивилизационной системы. При этом результативным такое взаимодействие может быть только при условии учета национальных особенностей и культурного разнообразия живущих вместе или рядом народов. В целом же мировое сообщество сегодня стоит перед необходимость серьезных и, прежде всего, мировоззренческих, ценностных, духовных перемен, которые должны стать результатом глобальной цивилизационной революции, направленной на формирование глобального гражданского общества и переход в международных отношениях от «права силы» к «силе права». В эпоху многоаспектной глобализации это абсолютно необходимое условие сохранения мира и реализации важнейшего принципа устойчивого развития планетарного человечества: «мыслить – глобально, действовать – совместно!».

­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Предлагаемая книга посвящена столь сложной и многоплановой теме, что рассмотрение даже наиболее важных её аспектов, при всем стремлении раскрыть их по возможности полно, не может рассматриваться как исчерпывающее, к тому же, завершенное. Более того, по мере нарастания и усиления глобальных процессов, да еще в отсутствие системы управления мировым сообществом, столкновение интересов всевозможных субъектов международных отношений, как следует из содержания книги,  будет только усиливаться, обостряя прежние и порождая новые проблемы.

Как изменить ситуацию? Об этом надо начать говорить, как в таких случаях резонно замечают китайцы. Именно это и было одним из побудительных мотивов при написании книги, где первостепенное внимание уделялось постановке вопросов и определению наиболее оптимальных подходов к установлению природы современных проблем и противоречий, что является основой и необходимым условием поиска путей их преодоления. И в самом деле, «для корабля, который не знает куда ему плыть, ни один ветер не будет попутным». Так и в глобалистике, не определившись с её основными понятиями, не выяснив истинную природу глобализации, закономерный характер её позитивных и негативных последствий, не уделив должного внимания таким, тесно связанным с глобализацией явлениям, как культура, цивилизация, научно-технический прогресс, трудно адекватно оценить роль субъективного фактора в глобальных процессах.

 А именно с субъективного фактора, «разоблачения коварных замыслов» и поиска виноватых в том, что мир стал глобальным и балансирует на грани самоуничтожения, начинают, как правило, те, кто на волне «модной» темы, берется на скорую руку высказаться о глобализации и её последствиях. Еще сложнее без фундаментального погружения в естественноисторический процесс и холистического подхода исследовать трансформации общественных систем и отношений в глобальном мире. Но, если изначально не выявить объективные основания мировой динамики и «осевых поворотов» истории: от локальных до региональных и от региональных до глобальных форм и отношений общественной жизни, то легко утратить всякие ориентиры как в теории, так и на практике. Иными словами, автор этой заключительной части трилогии потому и отталкивается от содержания, основных положений и выводов предыдущих двух книг[5], чтобы не уподобиться тем, кто занимается поисками, образно говоря, «не там где потеряли, а там, где светло».   

Таким образом, подводя общие итоги, важно подчеркнуть, что при обсуждении глобальной проблематики, а, тем более, осуществляя теоретические исследования в этой области, сегодня уже нельзя проигнорировать базовые принципы и положения сформулированные в глобалистике, которые хотя и могут иметь различные трактовки, тем не менее, по существу являются установившимися. Назову лишь некоторые из них, на мой взгляд, заслуживающие первостепенного внимания:

– Глобализация – это только один из естественных глобальных процессов, который, в отличие от всех остальных, протекает в триосфере. Иными словами, глобализация закономерно развивается в социосфере, имманентно связанной с геосферой и биосферой, а потому не может быть адекватно понята без учета её связи с биосферными, атмосферными, гидросферными и другими природными глобальными процессами.    

– Глобализация – это тренд на века, если не сказать больше – навсегда. Единожды начавшись, как только человечество в своем развитии реально вышло на глобальный уровень, она будет теперь сопровождать мировое сообщество столько, сколько мировой социум будет существовать именно в таком (планетарном) качестве. История сама по себе вспять не пойдет; но её могут повернуть люди, причем не иначе, как свершив катастрофу, например, ядерную[6].

– Закономерным следствием и имманентными спутниками глобализации являются глобальные проблемы. У глобального человечества по определению не может не быть глобальных проблем, и все попытки решить их без учета этого обстоятельства, тем более, устранить их из жизни общества, будут безуспешными. Иными словами, полностью избавиться от глобальных проблем уже никогда не удастся, пока человечество будет планетарным явлением. И дело теперь заключается в том, чтобы научиться жить с такими проблемами, по возможности снижая их актуальность, как минимум, не обостряя, не усугубляя уже существующие и, не порождая, если это возможно, новых проблем мирового масштаба.

– Для решения глобальных проблем современности требуются глобальные инструменты; национальные же или наднациональные для этого не подходят. Также необходимы совместные усилия, как минимум, абсолютного большинства жителей всей планеты и практически всех субъектов международных отношений, а не спорадические попытки отдельных стран и народов улучшить ситуацию.   

– Поскольку глобализация изначально и, прежде всего, – процесс исторического развития, то закономерно встает вопрос о роли субъективного фактора в этом процессе. Тема эта предельно актуальная, но практически еще не исследована[7]. По мере решения такого рода задач в современной глобалистике постоянно появляются новые вопросы и проблемы, которые вызывают все большее беспокойство, но еще не стали предметом пристального внимания, как они того заслуживают. Вот только некоторые из них:

– Современный мир слишком сложный, чтобы доверять его нескольким персонам, тем более, одному человеку, равно как и какому-то одному центру принятия решений. Он бесконечен в своих противоречиях и едва регулируется. Отсюда встает предельной важности, но еще плохо осознаваемый вопрос об управлении общественными системами вообще и глобальным социумом, в частности.

– Мы не должны гнаться за экономическим ростом, за сиюминутным благополучием в условиях, когда планета уже перенаселена, а антропогенное воздействие на окружающую среду превышает рекреационные возможности биосферы. В этих условиях состояние «войны всех против всех» не может продолжаться бесконечно долго, а мир не может оставаться бесконечно долго поделенным на противостоящие блоки, с «ядерными дубинами» в руках. Это путь в никуда!

– Когда возникают общественные проблемы, то в условиях дикости, они решаются посредством грубой силы; в условиях варварства – в сражении на поле брани или коварством, а в цивилизованном обществе – в суде!  Но где в современном мире мировой суд?! Да, есть международное право, но в глобально взаимодействующем мировом сообществе должно быть еще и универсальное, т.е. глобальное право. Если нет глобального права, какие законы будем соблюдать в планетарном масштабе? Какие права человека будем защищать, если в разных общественных системах они понимаются по-разному? Сильный не апеллирует к праву! В итоге имеем кризис международного права. И все та же сила (да страх перед самоуничтожением) остаются основным средством разрешения современных противоречий на международном уровне.

– Чем активнее разворачивается глобализация, тем больше люди уходят в свое национальное, локальное, частное, будируя вопросы этнического, культурно-исторического, политического и территориального самоопределения. В этой связи актуализируется задача установления пределов: от вопросов управления общественными системами и их расширения (например, Европейского Союза на Восток), до влияния глобализации на локальные и региональные процессы. Выход Великобритании из Евросоюза, избрание Президентом США Д. Трампа, внушительные результаты М. Ле Пен на президентских выборах во Франции, стремление курдов создать свое государство, попытки Каталонии отделиться от Испании и т.п. – лишь фрагменты этой большой и предельно сложной проблемы. Однако вполне очевидно, что стены между народами (реальные и виртуальные) возводятся от безысходности. Но это паллиативы; здесь нет принципиального, стратегически оправданного и соответствующего глобальному миру решения. Поиск баланса и компромисса между национальными и общечеловеческими моралью и системой ценностей одна из самых актуальных задач современности.

– Попытки построить международные отношения и наладить взаимопонимание на межкультурной основе, опираясь на идеи мультикультурализма и межкультурного диалога не оправдали ожиданий. Основная проблема в том, что современный глобальный мир нельзя гармонизировать в расчете на межкультурные отношения, межкультурной диалог и т.п., поскольку культура обособляет людей, тогда как интегративную функцию выполняют цивилизационные принципы и цивилизационные основания общественной жизни. Вне культурно-цивилизационного подхода сущность многих актуальных проблем современности остается за пределами внимания. Пока мир не был глобальным, культурно-цивилизационную природу общественных систем можно было не принимать во внимание. Теперь это архиважно и предельно актуально!

– В глобальном мире, наряду с повседневной практикой решения теоретических и практических задач, необходимо мыслить также глобально, масштабно, общими категориями. Во всяком случае, должностные лица, принимающие значимые для всего человечества решения, должны обладать именно таким мышлением. Но какая часть людей способна на это? И где тот механизм отбора соответствующих людей на соответствующие должности?!

Предвижу вполне справедливый вопрос относительно места и роли России в глобальном мире, на что остается только заметить, что эта тема, несомненно, заслуживает специального, к тому же, детального исследования. В данном же случае реализация такой задачи увела бы разговор далеко за рамки заявленной темы. 

            Предлагая эту книгу заинтересованному читателю, мне меньше всего хотелось бы, чтобы, читая текст, мне верили; куда важнее, чтобы люди думали сами и критически оценивали сказанное. При этом слова, хотя и заслуживают предельного внимания и корректного к себе отношения, тем не менее, не они должны быть в поле зрения, прежде всего, а мысли, идеи, которые с их помощью передаются. Слова легко заменить, даже отказаться от некоторых из них, если в том возникает потребность, но мысли и содержание текста следует менять, на мой взгляд, лишь при наличии весьма убедительных аргументов и бесспорного доказательства иной точки зрения, причем не противоположной, которая оставляет право на существование и иных решений, а противоречащей, т.е. безальтернативной. 

Наконец, отдаю себе отчет в том, что касательно рассматривавшихся в книге проблем и вопросов имеется также множество иных идей, подходов и решений, тогда как истинную ценность всего сказанного определит лишь дальнейшее развитие глобалистики, практика реальной жизни и, конечно же, самый строгий и беспристрастный судья – время.


[1] Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. – 448 с.

[2] Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. Монография. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Проспект, 2017 г. – 496 с.

[3] См.: Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2014. С. 171-172.

[4][4] Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. – М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. С. 212.

[5] См.: Введение.

[6] Другие варианты поворота, а то и прекращения исторического развития, например, в результате извержения супервулкана, типа Йеллоустонского; падения на Землю огромного метеорита, астероида или появления иной угрозы неземного происхождения (что также не исключается),  в данном случае оставим без внимания.

[7] В меру своих сил и понимания задачи автор стремился как можно более полно изложить собственные взгляды на данную проблему и возможные подходы к её решению, разумеется, не претендуя на однозначность и безусловность своих суждений.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Автор записи: admin

Добавить комментарий