Сапаров Б.Б. «Роль национального наследия в формировании самосознания»

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ

Национальное наследие и ценности занимают значительное место в структуре формирования национального самосознания, выражают демократичность и сущность структуры его формирования. В толковом словаре основных духовных понятий дается следующее определение: «Национальное наследие — это концепция, определяющая комплекс всех материальных и духовных ценностей, созданных интеллектом, способностью к действию и трудом предков определенной нации при этапе, когда историческое развитие превратилось в прошлое»[1].

Структура национального наследия состоит из:

  • национальных традиций, обычаев, ценностей;
  • идеологии;
  • различных ритуалов;
  • изобретений, имеющих мировое значение;
  • интеллектуалов нации и созданных ими литературных произведений; государственной системы.

У узбекского народа, сформировавшегося в далёком прошлом, формировались и его национальные ценности. Ценности первоначально формировались на местном уровне в виде обычаев, традиций, свойственных народностям, живущим в Хорезме, Сурхандарье, Бухаре, Самарканде, Фергане и других областях. Затем лучшие из них, отобранные в течение столетий, поднимаются до уровня общенациональных ценностей. Национальными ценностями узбеков, признанными другими народами, являются следующие: почитание родного дома и родины; верность памяти предков; уважение к старшим, заботливое отношение к младшим; гостеприимство; любовь к детям; духовность — нравственность — образование; вежливость, скромность.

Одной из древнейших ценностей народа является праздник Навруз. В дни Навруза проводятся хашары (субботники), сажает деревья, убирает улицы, устраивает различные массовые игры, скачки, гуляния, оказывает помощь сиротам и инвалидам, навещает могилы усопших. «Такие обычаи, как почитание стариков, проявление уважение к гостям, посещение стариков, больных, недееспособных людей накануне праздника, участие в хашарах считаются характерными для народа»2. Другим народным праздником был Мехржон (в Хорезме — Чири-руж, в Согдиане — Ним-Сарде). Mekhrjon означает «Любовь к душе», но имеет также второе значение «солнце».

Беруни описал «Мехржон» как праздник, воспевающий людей, живших в Средней Азии. Солнце и Луна — это два глаза небосвода, а Навруз и Мехржон — два глаза эпохи. Если «Навруз» отмечался ранней весной в день весеннего равноденствия, то «Мехржон» торжественно отмечался в день осеннего равноденствия. Мусульманские священнослужители всегда были против ритуалов, имеющих отношение к зороастризму. По этой причине празднование праздника Мехржон постепенно ослабло, а затем полностью исчезло. Теперь люди начали отмечать праздник Mekhrjon как составную часть национального наследия. Обычаи и традиции формируются под влиянием истории народов, их образа жизни, они рассматриваются как одна из особенностей, определяющих их специфику.

Например, сватовство требует большого внимания и уважения. Люди говорят: «Пророки отдавали честь зятю», и поэтому проявляют к нему большое уважение. Традиции и обычаи, обладающие узбекскими историческими особенностями, проявляются в традиционных и современных формах. Однако их распространение «не должно осуществляться за счет пренебрежения к другим народам, традициям и обычаям нации и национальности, оно должно служить укреплению дружбы и гармонии».

Абу Райхони Беруни в своей книге «Памятники древних народов» оставил сведения о знаменательных календарных датах, хаитах и традициях древних хорасмов, согдийцев, персов, римлян, евреев, сирийцев, христиан, индусов и др. В его работах имеются также материалы о жизни караханидов, карлуков, печенегов (биджанаков) и народов других племен и об их праздниках в каждом сезоне и месяце года. Например, «farvardin moh» было началом лета, «tir moh» — начало осени, «mehr moh» — начало зимы, «diniy moh» — начало весны. С давних времен наши предки считали воду источником жизни, поклонялись ей:

«Добро пожаловать в воду, землю и траву! Салют воде. Мы поем хвалы, чтобы течь, отступать и течь свободно и с хорошими побуждениями. О, вода! Вы равны доброте. Сметание всех противоречий делает все чистым и заслуживает счастья в обоих мирах. Мы ценим вас. О, обильная вода!

Мы обращаемся к вам за помощью; Вы как мать; вы, как дойная корова, ухаживаете за нами и лучше и вкуснее, чем любая другая еда. Мы называем вас такой же высокой, как небо, могущественной и доброй, поддерживаем вас и даем власть в наших бедах. О, вечные матери!». У народа были весенние праздники, посвященные цветам. Особенно популярными «Просветка снежного покрова» в долине Зеравшан, «Фестиваль тюльпанов» в Ферганской долине, «Песня соловья» в Бухаре, «Фестиваль Девы», «Фестиваль красных цветов» в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Праздники, сохранившиеся с древности до наших дней, связаны с жизнью крестьян, их трудом и урожаем. Это — «Праздник дыни», «Мать — пшеница», «Свадьба Barnyard», «Праздник урожая».

Последний сноп пшеницы, названный «Мать — пшеница», связанный после его скашивания особым образом, хранился в доме до весны. Весной из одной его части пекли хлеб (патир) и угощали крестьян, собирающихся сеять семена, а вторую часть использовали в качестве семенного материала. Хлеборобы, поев хлеб, говорили: «Пусть урожай будет обильным в этом году, мать — пшеница поможет нам, дед-крестьянин будет нашим сторонником и благословит», после этого ритуала сеялись остальные семена. Национальные праздники, обряды, традиции и обычаи появились на основе естественных потребностей, посвященных трудовой деятельности.

Список литературы

1. Маънавият асосий тушунчалар изоҳли луғати. — Т.: Ғ.Ғулом, 2009.Б.308.
2. Корабоев У. Праздники узбекского народа. — T.: Sharq, 2002.
3. Беруний Абу Рейхон. Наследие сохранилось из древних народов. — Т.: Фан, 1969.

Сапаров Б.Б., ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ташкентского государственного аграрного университета, член РФО (Ташкент, Узбекистан) E-mail:avazov.75@bk.ru

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Автор записи: admin

Добавить комментарий